Russian English Ukrainian
Сервисное обслуживание

Ксенон, его особенности и преимущества

Ксенон - это инертный (благородный) газ xenon, использующийся для заполнения газоразрядных ламп. В таких лампах принципиально другой тип работы, чем у привычных ламп накаливания. В ксеноновых лампах свет производится за счёт электрической дуги. Широкое применение ксеноновые лампы получили в автомобильной отрасли, для замены обычных галогенных ламп в фарах. А есть ли вообще необходимость в подобной замене?

Не стоит и говорить, что безопасность на дороге зависит от информированности водителя о ситуации на дороге. В тёмное время суток видимость очень скромная, и к тому же, свет фар отличается от солнечного. Всё это не идёт на пользу безопасности, что в свою очередь может привести к аварии. Использование ксенона положительно повлияет на подобную ситуацию. Ведь свет ксеноновых фар где-то в два, два с половиной раза ярче. А спектр свечения более близок к солнечному свету, поэтому водителю комфортнее при свете ксеноновых фар. И в подтверждение превосходства ксеноновых фар приведём ещё один пример. Современные автомобильные концерны устанавливают на свои новые модели ксеноновые фары. С преимуществом ксенона мы разобрались. А как же его установить на свой автомобиль?

Просто вкрутить вместо обычной лампочки ксеноновую, и дело сделано? Конечно же, нет. Ксеноновые лампы работают по принципиально другой схеме и для их работы необходимо специальное устройство - блок розжига. И установка подобного оборудования - дело очень ответственное и сложное. Причём тип ксеноновых ламп обычно подбирается в зависимости от цоколя лампочки Вашего авто. Как итог, подобрать необходимое оборудование под конкретный автомобиль не настолько тривиальная задача, как может показаться на первый взгляд. Как подтверждение данного факта выступает огромное разнообразие фирм-производителей (APP, Sho-Me ®, Silverstone и др.), помноженное на огромный выбор моделей. Интересно, что цвет света ксеноновых фар зависит от температуры, которая достигается в лампе. Например, температуре в 4300 K соответствует цвет Crystal White, 6000 K - Diamond Blue, 8000 K - Deep Blue, 10000K - Violet Purple. Причём оттенок очень мягкий и красивый, и совершенно не искажает восприятие дороги. Ксенон устанавливается не только на ближний  и дальний свет фар, но и в противотуманные фары.

При выборе ксенона важен параметр цветовой температуры. Цветовая температура - температура абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение с той же хроматичностью (с той же цветностью), что и рассматриваемое излучение. 
Цветовая температура характеризует: 
- спектральный состав излучения источника света; а также 
- объективное впечатление от цвета источника света. 
Температура - физическая величина, характеризующая среднюю кинетическую энергию частиц макроскопической системы, находящейся в состоянии термодинамического равновесия. В равновесном состоянии температура имеет одинаковое значение для всех макроскопических частей системы. 

Разные люди воспринимают один и тот же цвет по-разному. Образно говоря, понятие того или иного цвета - это всего лишь результат неписанного соглашения между людьми называть определённое ощущение зрительного нерва конкретным цветом, к примеру, "красным". Более того, в книге Ч.Пэдхема и Дж.Сондерса "Восприятие света и цвета" упомянуто, что "имеются сведения о различиях в пигментации хрусталика у различных рас, что может приводить к различиям в цветовом зрении". Также известно, что с возрастом хрусталик желтеет, что приводит к нарушениям в идентификации цветов. То есть можно сказать, что адекватное цветовое восприятие - это результат скорее психологического процесса, чем физического. Как видите, науке пришлось немало повозиться, что бы систематизировать и строго научно определить характеристики различных цветов спектра! Если цвет поверхности не нагретого неизлучающего предмета, то есть одну из его отражательных (а значит и фильтрующих) характеристик, можно описать длиной волны или обратной ей величиной - частотой, то с нагретыми и излучающими телами мы поступим по-другому. Представим себе абсолютно чёрное тело, то есть тело, которое не отражает никакие световые лучи. Для примитивного эксперимента пусть это будет спираль из вольфрама в электрической лампочке. Соединим эту несчастную лампочку с электрической цепью через реостат (изменяемое сопротивление), выгоним всех из ванной комнаты, выключим освещение, подадим ток и будем наблюдать за цветом спирали, постепенно понижая сопротивление реостата. В один прекрасный момент наше абсолютно чёрное тело начнёт светиться еле заметным красным цветом. Если замерить в этот момент его температуру, то окажется, что она будет примерно равна 900 градусам по Цельсию. Поскольку все излучения происходят от скорости движения электронов, которая равна нулю при нуле градусов Кельвина (-273С), то в дальнейшем забудем про шкалу Цельсия, и будем пользоваться шкалой Кельвина. Таким образом, начало видимого излучения абсолютно чёрного тела наблюдается уже при 1200К, и соответствует красной границе спектра. То есть, попросту говоря, красному цвету соответствует цветовая температура 1200К. Продолжая нагревать нашу спираль, замеряя при этом температуру, мы увидим, что при 2000К её цвет станет оранжевым, а затем, при 3000К - жёлтым. При 3500К наша спираль перегорит, так как будет достигнута температура плавления вольфрама. Однако если бы этого не произошло, то мы увидели бы, что при достижении температуры 5500К цвет излучения был бы белым, становясь при 6000К голубоватым, и при дальнейшем нагревании вплоть до 18000К всё более голубым, что соответствует фиолетовой границе спектра. Эти цифры и назвали "цветовой температурой" излучения. Каждому цвету соответствует его цветовая температура. Психологически трудно привыкнуть к тому, что цветовая температура пламени свечи (1200К) в десять раз ниже (холоднее) цветовой температуры морозного зимнего неба (12000К). Тем не менее это так, цветовая температура отличается от обычной температуры.

800 К — начало темно-красного свечения раскаленных тел 
2000 К — свет пламени свечи, 
2360 К — лампа накаливания вакуумная, 
2800—2854 К — газонаполненные (газонаполненные) лампы накаливания с вольфрамовой спиралью, 
3200—3250 К — типичные киносъемочные лампы, 
5500 К — дневной свет, прямой солнечный, 
6500 К — стандартный источник дневного белого света, он близок к среднедневному солнечному свету, 
7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от неба, 
100000 К — цвет источника с «бесконечной температурой»

Ксеноновые лампы имеют температуру от 4050К и выше. Максимальная яркость достигается только на температуре 4300К и с ростом или уменьшением температуры яркость падет. Лампы с температурой  4300К являются разрешенными в странах Европы и в России  и имеют яркий бело-желтый свет. Температура в  6000К дает яркий холодный чуть голубоватый свет и разрешена к использованию в США. Температура выше 6000К уже мало пригодна для практического применения так как голубой(7000К) и синий(8000К) цвет по яркости не намного лучше обычных галогеновых ламп.

Соответствие температуры и цвета ксеноновых ламп:

3500 К желтый, подходит для противотуманок. Как основное освещение не пригоден.
4300 К бело-желтый, самый яркий свет. Именно эта температура устанавливается заводами-производителями автомобилей.
5000 К белый свет.
6000 К холодный белый с голубым оттенком.
7000 К голубой, яркость значительно ниже. Ездить с таким светом тяжело.
8000 К синий с  легким фиолетовым оттенком. Яркость света еще ниже.

Коротко о преимуществе ксеноновых ламп можно сказать так - отличная видимость дорожного полотна при любых погодных условиях и в ночное время суток.

Значительная часть ДТП (около 60 %) происходит из-за плохой видимости в темное время суток. Влияние неблагоприятных погодных условий (туман, дождь, снег) еще более осложняет движение и делает его особенно опасным. Все мы знаем как в лучах галогеновых ламп светится каждая капля дождя. Ксеноновый же свет легко "пробивает" туман или дождь,  освещая все полотно дороги. Это дает возможность избавиться от излишнего напряжения во время движения. Свет, излучаемый ксеноновой лампой, имея по сравнению с обычным в 2,5 раза большую интенсивность, значительно помогает водителю улучшить обзорность. Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучок света фары, оснащенной ксеноновой лампой, шире. Немаловажным также является то, что ксеноновый свет в силу особенности своего спектрального состава позволяет водителю увидеть объекты, находящиеся на проезжей части и обочинах дороги (включая дорожные знаки) на значительно большем расстоянии. Излучаемый свет по спектру схож с дневным светом, поэтому воспринимается сетчаткой глаза как естественный.

 

Световой поток, излучаемый ксеноновой лампой мощностью 35W в два с половиной раза интенсивнее по сравнению с обычной штатной лампой накаливания мощностью 55W.  Поскольку у ксеноновой лампы значительно больший КПД по сравнению с обычной, она излучает гораздо меньше тепла.

 

Согласно новых требований 2009 года установка ксеноновых ламп должна сопровождаться его регулировкой, о чем сервисный центр делает отметку в сертификате на ксенон.

Верх